avatar

Учиться можно и без интернета

Опубликовал в блог Образование и Наука
Образование: Учиться можно и без интернетаПри обучении взрослого обычно можно сразу сказать: читай тут, затем задавай вопросы, а после будет экзамен (а совсем взрослые даже в экзамене не нуждаются — сами себя контролируют и проверяют). Взрослые учащиеся добровольно выбрали себе определенное направление и понимают, зачем им надо освоить что-то новое, даже если оно и занудно.

Ребёнку же обычно нельзя просто сказать, чтобы он выучил, например, ту же таблицу умножения. Потому что это пипец как скучно…

Но если ребёнок любит соревноваться, он может запоминать эти числа ради обгона родителей (если они притворятся, что не знают) или одноклассников в ежедневно обновляемом рейтинге, висящем в кабинете математики. Или он может в компьютерной игре покупать принцессе новые платья или очередные снаряды для танка, решая примеры на умножение. Или он может решать другую более интересную задачу (автобусные или трамвайные счастливые билетики), в которой тоже не приходится заставлять себя учить таблицу, так как она сама грузится в мозг. В общем, цель для ребёнка должна быть не скучной («выучить таблицу»), а весёлой (выиграть, обогнать и так далее). Особенно, если ребенок мужского пола и соревнование для него — главная вещь.

Детей надо учить считать, но не ради решения бытовых проблем (типа, у нас сейчас очень много людей, которые берут кредиты под 2% в сутки, а потом быстро разоряются), а ради будущего обучения. Пока ребёнок учится работать с маленькими числами, его мозг адаптируется для освоения будущих более сложных конструкций. Научить ребёнка пользоваться калькулятором не трудно, но как его потом учить алгебре, если он не «трогал» простейших объектов? Для него естественная и красивая алгебра превратится в пустой набор правил для преобразования строк. А в таком режиме он не сможет развить минимальную интуицию, которая помогала бы ему выбирать нужные правила, чтобы справляться с простейшими задачами.

Большинство людей, которые «проходили производные», совершенно не понимают, что они прошли. Они умеют применять правила по преобразованию строк, но не видят в этом никакого смысла. Лучшие из них зазубрили алгоритмы, позволяющие находить минимум и максимум функции, но они не понимают, почему эти алгоритмы работают. Сокращение арифметики в школе поломает понимание алгебры, что решит проблему с производными (их тогда не будут проходить), но создаст массу новых проблем. Как без минимальной алгебры решать задачи по физике?

Как появление калькулятора стало аргументом против таблицы умножения, так и развитие интернета стало аргументом против чтения и усвоения определенной информации. Нас спрашивают, а зачем читать, если всегда можно будет загуглить? И дело тут даже не в сомнительности слова «всегда», а в том, что башка, недостаточно развитая в детстве для поглощения больших объёмов информации, не сможет в будущем породить что-то новое. Как можно создать новую теорию, не освоив хотя бы частично существующие? Можете возразить: дескать, захотел придумать новое и изучил всё старое. Но обычно так не происходит, ибо нет никакого желания это старое учить и вникать, когда основное обучение уже закончено и надо уже выбирать дорожку в жизни, деньги зарабатывать. И здесь никакой гуглёж не поможет, так как надо не дату рождения поэта уточнить, а лучше авторов понять большие и сложные теории, чтобы исправить их или предложить свою — новую, которая решает известные проблемы старых.

На эту тему рекомендую список из 33 вопросов, который давали школьникам в конце 70-х годов, чтобы они за неделю самостоятельно нашли ответы в литературе (интернета ещё не было). Тут пока найдешь информацию, столько всего узнаешь! Не нужного в данной викторине, но и не лишнего! Результатов не подводили, было студийное занятие, посвященное обсуждению ответов.

Если кто-то придумает, как развить мозг для освоения современных научных теорий, не нагружая его «бесполезными» занятиями арифметикой, чтением книг и так далее, то это будет очень хорошо, можно сказать ПРОРЫВ! (жизнь человека коротка, а тратить часть её на загрузку в голову таблицы умножения и прочего — небольшое преступление, т.к. все-таки есть калькулятор). Но сначала надо научиться развивать мозг, а потом уже отменять «лишние» школьные предметы.

Без этого человечество может скатиться до уровня существ, умеющих нажимать кнопочки заранее спланированным образом. Советую посмотреть фильм «Идиократия», где прекрасно представлено человечество на «финальной» стадии подобного развития. Надо делать что-то новое, а не топтаться на месте. Кстати, о существах, нажимающих кнопки предсказуемым образом, Александр Привалов также написал статью о дисциплинированном выборе худшего. Рекомендую.

А какие у вас есть аргументы за или против арифметики и чтения книг? Может поделитесь личным опытом или мнением?

1 комментарий RSS
avatar
Полезно вдумчиво читать книжки… не на скорость, как некоторые, а действительно вдумчиво. Особенно, если книжка того стоит. И не обязательно психо- философию для этого читать, полезную осмысленную информацию можно вычитать даже в фантастике (особенно у классиков жанра).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.