avatar

Русская культура, Сила, а также ложь и клевета завистников

Опубликовал в блог Идеи
Что мы знаем о нашей родной культуре, нашей истории, наших традициях? Будем честны – очень не много. Если кто-то попросит нас рассказать о том, что такое русская народная культура, мы, скорее всего, попытаемся вспомнить какие-нибудь сказания и былины. Но, к сожалению, вспомнить сможем очень мало. Если вообще вспомним. Может быть, вспомним только героев народных сказок – Бабу Ягу, да Кощея Бессмертного. Может быть, богатырей русских – Илью Муромца, да Алешу Поповича. С большой вероятностью вспомним дымковскую игрушку и хохлому. Вот, пожалуй, и все. Все, что мы знаем о своей собственной культуре, культуре наших предков, о том, «на чем земля русская держится».

Что же касается исконных русских традиций, обрядов, всего того на чем многие века держался русский быт, из чего черпал силу русский человек, то все эти знания давно позабыты. Вот и обращаем мы взгляд то на Восток, то на Запад. На Восток в поисках духовного пути, а на Запад, потому что кажется нам, что и жизнь у них лучше и люди добрее. А к своим традициям мы, может быть, и хотели бы обратиться, только не знаем, кто поможет разобраться и наставит на путь истинный. А раз негде почерпнуть знания, мы выбираем легкий путь – ищем ответы в других культурах.

А ведь есть прекрасные ученые, этнографы, историки, которые всю свою жизнь изучают и пытаются сохранить русскую народную культуру, и готовы передать свои знания и опыт всем, кто хочет искать знания в родной культуре, силу в родных традициях.

Одним из таких людей является замечательный русский ученый, историк, этнограф, наш соотечественник, Александр Александрович Шевцов. Всю свою жизнь Александр Александрович посвятил изучению русской истории и культуры. Собирал ремесла, предметы быта и конечно, изучал русские народные обряды. Им были написаны труды, посвященные культурно-историческому подходу в психологии: «Введение в общую культурно-историческую психологию», «Общая культурно-историческая психология», «Введение в прикладную культурно-историческую психологию», «Прикладная культурно-историческая психология». Знаменитая работа «Магия и культура в науке управления». Им же были изданы «Полное собрание русских сказок» и «Полное собрание русских былин».

При этом, увы, находятся люди, готовые опорочить ученого. Правда, без всяких на то причин и доказательств. В сети Интернет появляются смонтированные видеозаписи, нечистоплотные бывшие партнеры пишут пасквили, вплоть до обвинения профессора в сектантстве.

Чтобы узнать о том, над чем сейчас работает Александр Александрович, а, заодно, и развеять неубедительную клевету его недоброжелателей, мы попросили о встрече его супругу Надежду.

Идеи: Русская культура, Сила, а также ложь и клевета завистников

Надежда, здравствуйте. Работы Александра Александровича известны многим, но все же, для тех наших читателей, которые не знакомы с его творчеством, расскажите, пожалуйста, с чего начинался его путь ученого и писателя?


— Здравствуйте. Начиналось все очень давно. Еще до того, как под Иваново был организован музей-заповедник народного быта. По первому образованию Александр Александрович историк-этнограф. И начинал свою научную работу он с того, что ездил по глубинке и собирал ремесла и различные предметы быта, которые люди зачастую просто выбрасывали. Это могли быть старые сундуки, прядильные станки, сани, кринки, одежда, все что угодно. Из всех этих собранных предметов потом нам удавалось создавать очень красивые и интересные экспозиции. Примерно в это же время, участвуя в этнографических сборах, Александр Александрович встретил учителей-мазыков, у которых начал учиться народным единоборствам и народной психологии.

Я никогда не слышала про мазыков. И, я думаю многие читатели тоже. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.


— Мазыки – это потомки исконных жителей Владимирской области. Они были довольно скрытными, поэтому об их жизни известно не много. Александру Александровичу стоило больших усилий оказаться в числе их учеников. И только через несколько лет обучения у них, он получил разрешение рассказывать о мазыкской науке. А знания эти были настолько древними и так тщательно хранились, передаваясь из поколения в поколение, что даже в своих деревнях мазыки считались «немножко колдунами».

Эти учителя-мазыки обладали знанием древнего русского боя называемого любки и существовавшего испокон веков на Верхневолжье. Хотя, нельзя назвать любки своеобразным видом единоборств, или, как принято говорить, школой. Просто были бои «на зверки» – то есть, говоря современным языком, спортивные состязания, а были бои «на любки» – то есть бои между своими, без повреждений. «На любки» дрались на свадьбах и сельских праздниках.

Начиная с 1989 года, Александр Александрович начал изучать любки и открыл первую школу для своих единомышленников.

Отсюда и началось его глубокое изучение народной психологии.

То есть в основе народной психологии лежит искусство древних единоборств?


— Нет, конечно. Просто в основе науки мазыков лежит самопознание. Чтобы стать мастером боевых искусств, нужно уметь, совершенствовать себя. Вот это уже без знания психологии просто не возможно. А народная психология – это психология, в основе которой лежит культурно-исторический подход. Поэтому его работа часто связана с реконструкцией обрядов.

Правильнее будет сказать, что Александр Александрович работает на стыке многих наук: истории, этнографии, психологии, философии и физики. Но исходит он из того, что психология лежит в основе других наук.

Видео, выложенное в Интернет вашими недоброжелателями, в котором девушка получает пощечину, это монтаж или этот момент связан с реконструкцией какого-то обряда?


— Выложенные в Интернет кадры – это целенаправленная подборка кадров, вырванных из контекста. Если цель людей опорочить Александра Александровича, то и видео, естественно, подбираются соответствующие.

На этом видео действительно происходит реконструкция обряда. Это сценические пощечины, передающие так называемый «обряд покоры». В данном случае эта реконструкция происходила с целью проигрывания ситуации, происходящей в жизни этой девушки. Подробно я, естественно не могу Вам об этом рассказывать, так как мы строго соблюдаем этику неразглашения личной жизни участников. Но, подумайте сами, если бы Александр Александрович действительно поднял руку на женщину, разве позволил бы он снимать это на видео?

То есть участница семинара знала, что будет инсценировка пощечины?


— Конечно. Любые действия, связанные с реконструкциями обрядов оговариваются с участниками заранее. К тому же и сами темы семинаров часто рождаются из запросов участников. Более того, существуют методические рекомендации по каждому семинару, где описывается то, что будет происходить и приводится теоретическое обоснование каждого действия.

А если участник попросит, не договариваясь заранее, разобрать его ситуацию?


— Бывает, что участники просят о чем-то прямо во время семинара. Александр Александрович может разобрать какую-то конкретную ситуацию, но только, если она соответствует теме семинара, и если другие участники не будут против того, что кто-то окажется в центре внимания. Он всегда спрашивает согласие аудитории. При этом каждое действие никогда не остается не объясненным и всегда укладывается в тему встречи.

Надежда, все, что Вы сейчас рассказываете, очень интересно. Скажите, где читатели могут познакомиться с работами Александра Александровича?


— Его работы есть в библиотеках, можно приобрести книги в магазинах, много интересных материалов выложено у нас на сайте в свободном доступе. Александр Александрович не пытается что-то скрыть, его знания – это не тайна. Он не жалеет ни знаний, ни идей и постоянно готов делиться своим опытом. Более того, он всегда отвечает на письма, которые в большом количестве получает от читателей. Еще на сайте выложены записи семинаров. Сейчас мы начали создавать онлайн-кинотеатр.

Последняя работа Александра Александровича «О понимании» была представлена осенью прошлого года в магазине «Буквоед». На встрече с читателями было много народа и много откликов о книге можно было найти в Интернет. Читателям интересно творчество Александра Александровича и, конечно, я хочу спросить, над чем Александр Александрович работает сейчас?


— Сейчас Александр Александрович занимается темой Силы. Он пишет о силе. О силе, как о некой среде, которую философы называли субстанцией. А, если вернуться к мазыкам, то у них было много имен для силы, для каждого ее вида свое. Об этом можно будет прочитать в книге «Сила», которая увидит свет уже в мае.

Александра Александровича приглашают, он ездит, проводит по этой теме семинары, мастер-классы, встречи с читателями и отвечает на вопросы.

Идеи: Русская культура, Сила, а также ложь и клевета завистников

А как вообще проходит работа над книгой?



— Все начинается с изучения теоретической части проблемы. С изучения того, что можно найти и собрать в различных источниках. Но на основании этих источников можно сделать чисто теоретическое умозаключение. В общем-то, это то, чем занимается академическая наука. Часто даже в профессиональной психологической среде, теоретики с практиками недолюбливают друг друга, и общий язык найти не могут. Ну, или им дается это достаточно сложно. Но ведь проблема, которая всех волнует, это именно стык теории и практики. Как они соотносятся, как согласуются.

Естественно, когда изучается, например, такая сложная тема, как сила, можно собрать материал и что-нибудь написать. Но когда ты выходишь и пробуешь сделать то, что ты же и описал, то ты понимаешь, что, во-первых, описание не полное, а, во-вторых, когда ты этим начинаешь владеть, твое знание намного углубляется. Можно сказать, что во время работы над каждой книгой, Александр Александрович занимается поиском истины. Но до истины, как известно, очень далеко, и он старается использовать все пути.

Таким образом, он сначала пишет, а потом идет, и на практике проверяет то, что он и написал. У Александра Александровича очень высокие требования к себе. И одно из них «живи по своей философии». Иначе получается не честно по отношению к своей же аудитории. Живи так, как ты написал. Все семинары и другие прикладные работы нужны, в первую очередь, именно для этого.

То есть, практические семинары необходимы для совершенствования теоретической базы?


— Не только. Сейчас в обществе происходит разворот в сторону западной культуры. Так как в 90-х годах был разворот в сторону Востока. Александр Александрович показывает людям, что нам есть, чем гордиться. Он хочет, чтобы русские гордились своим наследием, своей историей, своими знаниями, а не бездумно перенимали чужие традиции. Но чтобы гордиться своими знаниями, надо ими владеть. На своих семинарах он пытается донести до слушателей эти знания. Это главная цель.

А индивидуальное консультирование проводится?


— Нет. Как таковых индивидуальных приемов не существует. Но Александр Александрович человек очень отзывчивый и всегда отвечает на письма, которые к нему приходят. Может дать совет или ответить на вопрос. Но индивидуальных приемов не проводит.

Скажите, у Александра Александровича существуют ученики, последователи?


— В рамках возрождения народных традиций на территории Ивановской области он зарегистрировал национальный вид спорта – Владимирская рукопашь. Александр Александрович обучает этому виду борьбы. И, естественно, существуют его ученики. Некоторые из нах смогли получить разряд в кандидаты мастера спорта.

Все о чем мы сегодня говорили, семинары, беседы, обучение рукопаши, это то, что может заинтересовать и быть полезным для взрослого человека. Существуют ли какие-то программы, созданные для детей? Ведь, наверное, было бы правильно прививать любовь к родной культуре и передавать знание традиций, начиная с юного возраста?


— Да, такие программы существуют, и с детьми мы с удовольствием занимаемся. Но, мне кажется, что эта тема для отдельного разговора. И, Александр Александрович в ближайшее время сможет сам рассказать Вам об этом.

Надежда, благодарю Вас за интересную беседу. Александр Александрович много сил прилагает к сохранению народной культуры. Но, последний вопрос, который мне хотелось бы Вам задать, скажите, а есть ли у него какая-то мечта?


— Россия. Чтобы она жила. Для этого он и работает и очень сокрушается, когда то, что он отдает, остается невостребованным.

Ирина Михеева для CABIS.su
(фото из личного архива А.А. Шевцова)
0 комментариев RSS
Нет комментариев
Автор блогозаписи запретил добавлять комментарии